Особенности ходовой части на гусеничном ходу

Особенности ходовой части на гусеничном ходу


Достоинства машин на гусеничном ходу

 

Гусеницы изначально были изобретены и разрабатывались исключительно для повышения проходимости машин в условиях бездорожья. Действительно, многократное увеличение площади поверхности соприкосновения с дорожным покрытием или грунтом по сравнению с машинами на колесном ходу значительно уменьшает давление на место проезда.

 

Движитель с эластичной подвеской в сочетании с большой длиной гусениц обеспечивает трактору, например, возможность движения по поверхности с очень большими неровностями. Для машин специального назначения гусеничный ход вполне способен обеспечить высокую скорость движения. Подытожив вышесказанное, можно выделить основные преимущества передвижения на гусеницах. Они таковы:

 

высокая проходимость особенно актуальна на бездорожье (снижает вероятность буксования, проваливания под снег, увязание в болотистой местности и прочее);

способность преодолевать значительные препятствия и неровности рельефа местности, такие как бугры, камни, бревна и другие;
малое давление на грунт обеспечивает передвижение механизмов огромной массы, а, соответственно, очень мощной техники;
необходимая скорость спецтехники, обладающей вышеперечисленными преимуществами (вездеходы, танки и так далее).
Исходя из сказанного, сферы применения техники на гусеничном ходу очень специализированы, а ее применение является, скорее, мерой вынужденной.

 

Недостатки гусеничного хода.

 

Зависимость между силой тяги, развиваемой машиной и силами, препятствующими движению, называют тяговым ее балансом. Учитывая большую массу катков, звездочек, гусениц и прочих деталей, образующих гусеничный движитель, танк на его основе никак нельзя назвать экономичным. Сюда же следует затраты на трение множества деталей и гусениц о несущую поверхность.

 

Выбор оптимальной ширины трака и качественное натяжение гусениц являются немногими способами улучшения баланса машины. Ширина трака одновременно влияет на силу сопротивления при движении и на проходимость. Поэтому очень важно найти разумный компромисс между этими взаимозависимыми величинами. Правильное натяжение гусениц отвечает за количество потерь мощности во время движения. Сильное натяжение влечет за собой высокие потери на трение деталей гусеничного механизма и приводит к их преждевременному износу. Слабое же, может быть причиной проскакивания гусеницы и повлечь за собой поломку деталей механизма.

 

Существенным недостатком гусеничного хода является и тот факт, что масса движителя может достигать 20% от общего веса машины, а затраты на его ремонт как финансовые, так и временные в некоторых случаях превосходят 50% от общих.

 

Создать тягач или вездеход, сочетающий в себе высокую проходимость и грузоподъемность, а также обладающую приемлемой экономичностью, невозможно. Поэтому гусеничный ход применяется в том случае, когда ему нет альтернативы. Во многих отраслях человеческой деятельности машины на гусеничном ходу попросту незаменимы.